четверг, 8 сентября 2011 г.

Можно ли сесть на ежа - и задаром?


Тема транспорта остается быть такой же долгоиграющей, как, например, тарифы на коммунальные услуги или влияние нетрадиционной сексуальной ориентации известных людей на моральное воспитание подрастающего поколения. 
Есть, конечно, различия. О тарифах спорят на митингах и в кабинетах чиновников, об ориентации шутят или громко ругаются, а вот о проезде - …
Тут все несколько интереснее.
Я не хочу говорить, за какие деньги катаются в общественном транспорте жители прочих городов. Такие сравнения, на мой взгляд, некорректны. Да, в Килии (сосед Измаила по Дунаю) основной вид транспорта – собственный (ноги или что там получилось купить четырехколесное). Есть еще Белгород-Днестровский (говорю о том, что видела сама), где, видимо, автоперевозки есть, но мне лично не встречались. Можно поговорить о городах в других областях.
Но я хочу – об Измаиле, где, как мне кажется, работает «правило ежа».
 Начну чуть издалека.
Наш город выделяется на фоне таких же (по количеству жителей) населенных пунктов развитой сетью городских автобусных маршрутов, высоким уровнем осведомленности населения о собственных правах и умением отстаивать их, а также относительно высоким уровнем жизни. Если последнее вызывает сомнения, то посчитайте количество учреждений культуры, образования, здравоохранения, объектов торговли и автосервиса в расчете на среднестатистического измаильчанина.
Или постойте возле рынка (супермаркета) в час пик или в выходные дни.
Количество покупателей и объемы покупок приведут вас в состояние легкой патриотической гордости. В смысле, мОгем! Или - могЁм?
…Уровень развития пассажирских перевозок тоже вызывает уважение: в городе работают более десятка фирм, занимающихся таксоперевозками, и пока вроде никто из них не закрылся. Не смотря на многолетние намерения власти навести порядок в этой сфере пока видимых движений тут не произошло.
Чего не скажешь об автобусных перевозках в пределах города.
Сегодня проезд  в маршрутном такси стоит 2,5 гривны. Много ли это? В сравнении с продуктами питания, бутылке пива (а у нас она сейчас – и примета правильного просмотра футбола, и обязательная составляющая правильного праздника!) и коммунальными тарифами – нет. И потом: когда жизнь идет в режиме «до зарплаты осталось…», я стараюсь ходить пешком или езжу на автобусах, которые называют льготными или пенсионными и которые работают в обычном режиме (проезд – по гривне).
Мне не нравятся разговоры о том, что проезд подорожает. Или вырастут тарифы на газ, свет, воду, тепло и услуги Жилсервиса. Потому как зарплата растет медленнее, чем стоимость самой жизни.
Но недовольство жителя провинции правительство не слышит.
Руководство города, принимая решение о повышении тарифов на коммунальные услуги, объясняет все просто: дорожает все, и не поднять тарифы – загубить свои же предприятия.
Но в этом правиле есть исключение: проезд. Власти готовы понижать тарифы – видимо, потому что убытки от этого нести не им, любимым. А на маршрутках подавляющее большинство наших власть имущих если и ездят, то, скорее всего, лишь для остроты ощущений.
Почему так думаю? А кто может представить себе наших первых лиц в убитых «десятках», где вопреки громким заявлениям о запрете на перевозку стоячих пассажиров они, стоящие, все же едут? Измаильчане, вы можете представить себе стоящего в «ГАЗели» в скрюченном состоянии мэра? Я – нет. И вице-мэра, и начальников отделов тоже…
Вот только не надо нападать сразу же на перевозчиков! Да, у них хватает своих «тараканов». Но вот мы все же должны понимать, что тариф, который обоснован не экономикой, а политикой, опасен для жизни. В прямом смысле. Потому как в таком случае перевозчики экономят на техобслуживании, запчастях и прочем. А уж об обновлении передвижного состава и мечтать можно лишь во сне. В итоге пассажиры, которые хотят ездить за полторы гривны - при себестоимости проезда в четыре и отпущенных на просторы рыночной экономики ценах на топливо - и будут ездить на убивающихся и открывающихся на ходу машинах, которые работают с максимальным интервалом движения и таким же загрузом.
Что, вспомнились девяностые годы и транспортный коллапс?
…Работающие сегодня на ряде маршрутов «ГАЗели» тоже вызывают грусть от бесперспективности этого вида услуг. Старенькие машины с малой вместимостью снуют по городу, нагружая дороги, оскорбляя чувства граждан третьего тысячелетия и, простите, отравляя воздух. А купить автобус не на что – тариф убыточен!
Цена вопроса обновления транспорта, видимо, высока, поскольку город даже не мечтает открывать собственное коммунальное автопредприятие!
Но и поддерживать малый бизнес ему, видимо, не с руки.
Говоря о своем поголовном содействии предпринимательству, власть сегодня, видимо, закручивает (или выкручивает?) все, что находит – и инициирует предоставление перевозчиками льгот на проезд школьников, ничего не обещая взамен.
Может, это и есть пример сотрудничества власти и бизнеса?
Я ничего против детей не имею.
Но у меня есть несколько вопросов.
Почему перевозчики ДОЛЖНЫ предоставлять льготу на проезд, не имея от власти ни понимания, ни взаимодействия, ни даже надежды на компенсацию своих затрат? Или одни обязаны любить не своих детей?
Когда принимались тариф в 2 гривны, он был убыточным изначально, но тогда руководство города в переговорах достигло согласия о 2 гривнах и пообещало пересмотреть тарифы в следующем квартале, а также корректировать их автоматически при увеличении составляющих тарифов на 10%. И обязательно предусматривать в бюджете города средства на компенсацию затрат на перевозку школьников. Потому что если город любит детей, то должен это делать не за счет предпринимателей, а за свои деньги. А иначе можно говорить о еже и возможности сесть на него голой ..опой. Вы знаете, что, в принципе, можно – но если место контакта с ежом – не твое.
Убыточный тариф приняли, а все остальное забыли. Типа «всем, кому я должен, - прощаю»…
То есть, на ежа таки сели. Но почувствовали это только перевозчики.
Порочная практика согласования властью убыточного тарифа развращает саму власть, потому что у нее - сила, против которой местные представители малого бизнеса не пойдут.
Что получает в итоге потребитель-пассажир? Убитый транспорт, «жидкий» график и ведро порванных нервов от экстремального проезда в городском транспорте.
Да, власть некоторое время греется в лучах славы «попечителя слабых и сирых». Но лучи эти быстро тают, а остаются толпы на остановках, рост аварийности на дорогах и социальной напряженности. Потому что люди хотят быстро и хорошо уехать на работу, а потом так же вернуться домой – и платить за это сопоставимую с доходами цену. Но и тут виноватой остается не власть, а перевозчики – заложники своей полной от нее зависимости.
 О предпринимателях никто и не думает, забывая, что они – тоже горожане, которые кормят свои семьи и всех тех, кто работает в созданным ими предприятиях, а также наполняют бюджеты (я понимаю, что говорить о налогах и бюджете несколько неромантично, но ведь и жизнь - не телешоу!).
Так что же делать? Неужели власть не в состоянии хоть как-то помочь гражданам в удешевлении проезда в городском транспорте?
Давайте попытаемся посмотреть на сам тариф. Минимальная зарплата, налоги и отчисления, цены на топливо, ГСМ и прочие составляющие - не во власти местной власти (простите за невольный каламбур!). Стоимость аренды земли (а ведь транспортники и это закладывают в тариф) местная власть может корректировать, но вряд ли будет.
На мой взгляд, тут должна сработать связка депутатов разных уровней. Потому что депутат облсовета (например, Вячеслав Страшилин, засветившийся своим интересом к теме автоперевозок) мог бы выступить с трибуны облсовета с предложением сделать все для увеличения количества автобусов обычного режима («льготных») с увеличением суммы субвенции из Государственного бюджета на компенсацию затрат перевозчикам, которые и возят наших льготников. Но, видимо, легче и проще требовать от других работать с убытком, чем попытаться потрудиться самому и отработать доверие избирателей.
Специалисты утверждают, что снизить тариф можно. То есть, физически. Только вот как долго поработают перевозчики (или тепловики, или газовщики или кто еще)?
Нет, перевозки не остановятся. Например, на Южном – единственном в Измаиле районе, куда пешком не дойти из-за его удаленности – работают так называемые такси по маршруту: легковые машины, которые везут по утвержденному маршруту «единички» по тарифу 5 гривен с пассажира. Есть еще такси (я об этом уже говорила). Так что стремление позаигрывать с пассажирами обернется фактическим подорожанием проезда.
И ведь говорилось об этом не раз! Да только не понять тому, кто ездит на авто, неудобства общественного транспорта или кошмар его отсутствия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий