понедельник, 7 февраля 2011 г.

Веселенькое обрезание, или как оптимизировать медицину

У нас почему-то так сложилось, что громкие заявления власти о готовящейся оптимизации заканчиваются сокращением кадров.
Вот и сейчас оптимизация медицины отдельно взятого города состоит, прежде всего, в "обрезании" штатных расписаний.
Вы спросите, и что ж тут такого?
Да как вам сказать?
 Начну с прописных истин.
Методика определения уровня лечебно-профилактических учреждений и «объема» их штатного расписания зависит напрямую от количества проживающих на обслуживаемой конкретным коллективом медиков территории. Это понятно, что в Хацапетовке строить и содержать облклинику ли больницу скорой помощи никто не будет. А кто ж там будет лечиться?
Поэтому чисто теоретически попытаться объяснить медоптимизацию-сокращение уменьшением количества населения Измаила, наверное, можно.
Но, думается, было бы неплохо вспомнить «историю вопроса».
Еще достаточно живы свидетели существования в нашем городе объединенной системы здравоохранения, когда все было общим и все больницы-поликлиники-диспансеры работали, принимая и горожан, и сельчан. А с учетом особенностей Придунавья – то и жителей всего региона. Тогда еще периодически руководство Измаила обращалось в область с просьбой пересмотреть штаты в сторону их увеличения с одновременным приданием (вернее, возвращением!) статуса областных ряду больниц.
Что там со временем изменилось в законодательстве – наверное, не суть важно, поскольку результатом стало разделение общей системы на городскую и районную. Но, признаемся, с точки зрения потребителя услуг местной медицины это разделение было условным: лечебно-профилактические учреждения города и района не стали дублировать друг друга, а функционируют по принципу комплементарности – то есть, дополняя друг друга. Например, район гордится своей кардиологической службой, офтальмологией, пульмонологией, а город – травматологией, неврологией, «детством», гинекологией, фтизиатрией… И всюду пациентов принимают, не обращая на место их проживания. Различаются лишь источники финансирования, но рядовой житель города и района об этих тонкостях не знает.
Не знать этой особенности фактически существующей совместной системы здравоохранения местный житель не мог – в отличие от тех, кто, не так давно приехав в регион, не в курсе «местного колорита» или кому не подсказали советники из страха или по собственному незнанию.
…К чему так долго я веду?
А к тому, что город, принимая решение об оптимизации системы здравоохранения, думается, вроде как должен был сесть с властями района за стол переговоров и – решить, насколько оптимизация возможна с условием минимизации ущерба от новшеств потребителям. То бишь, жителям.
Мэр Измаила сказал, правда, что переговоры были – но и тут же признался, что понимания от руководства Измаильского района пока нет. Так искать надо было тот самый пресловутый консенсус!
И что?
Если предположить, что в объявленной оптимизации действует принцип «а, не хочешь, так на, получи!», то все получается…
То есть, сокращения таки не избежать.
Мэр Измаила говорит, что никого увольнять не будут, и что «чистят» лишь штатное расписание.
Но тут уж позвольте возмутиться. Вакантные ставки в штатном расписании ЛПУ – это недополученные измаильчанами медуслуги. Потому что штаты наших ЛПУ не местные власти придумывали, а профильные вузы разрабатывали. И раз эти ставки есть, то они и должны быть. Вы спрашиваете, почему вакантны? А кто приедет в город, где молодым врачам никто не даст жилье? И даже вариантов не предложит? Да, таможня и порт как-то решают эти вопросы. Но, видимо, им молодое пополнение нужно и в самом деле. В отличие от города.
То есть, вакансии в штатах больниц – не от «жиру», а совсем наоборот.
…То есть, сокращение вакантных должностей очень смахивает на попытку спрятать собственную недоработку по привлечению молодых кадров.
И результаты этой недоработки вовсю прочувствовали сам медики, вынужденные работать «за того парня» - по полторы-две ставки. Да. За деньги. Так ведь работали?
Но и тут оптимизация скажет свое веское слово. И, как сказано, те, кто работал на полторы ставки, сейчас будут получать за ставку – при сохранении полутораставочного объема работы. Тоже такая очень «душевная» оптимизация.
Создается впечатление, что структуру подгоняли под финансирование, которого уже очень давно практически нет. Тем, кто не верит, предлагаю попросить друзей-медиков рассказать о плановых заданиях по привлечению спонсорских средств. Это как в школе – вначале были добровольные родительские взносы, а потом их ввели в плановые задания местного бюджета. И получилась такая «добровольно-принудительная плановая помощь». В строго определенных решением сессии горсовета (!) размерах.
Чем не театр абсурда?
…И особенно умилило решение о сокращении коек в туббольнице. С чем сравнить такое решение в условиях эпидемии туберкулеза в масштабах страны и при более высоких (чем государственные) показателях заболеваемости в Измаиле?
Не знаю, кто как-то вспомнилось: больной перед смертью потел? - Да. – Это хорошо!
Вот и у нас все хорошо. Прям жить-то все лучше и лучше. Ну, по крайней мере, веселей. Еще чуть-чуть – и потеть перестанем…

1 комментарий: