В ожидании Нового года думается не только о своем, личном.
Есть проблемы, которые если и касаются каждого из нас, то все равно относятся к глобальным и даже геополитическим.
Приведу пример.
Скандалом уходящего года можно, без преувеличения, назвать громкое заявление президента Румынии Траяна Бэсеску о том, что через четверть века Бессарабия объединится с Румынией. Фактически мы имеем неожиданное заявление о территориальных претензиях, и это касается нас, жителей Измаила, самым непосредственным образом.
Президент Румынии Траян Бэсеску 30 ноября в интервью румынскому изданию Romania Libera заявил, что через 25 лет граница ЕС будет проходить по Днестру, а Бессарабия объединится с Румынией в рамках ЕС. При этом Бэсеску заявил, что Румыния испытывает дискомфорт от пребывания российских войск в Приднестровье и Черноморского флота РФ в Севастополе. "Если Россия так дружелюбно смотрит на черноморский регион, зачем ей такой большой флот в таком маленьком море?" - заявил румынский лидер
Каждому скандалу предшествует тактика «пробных шаров». И на Дунае все было не враз.
Среди событий недавнего прошлого - обращение Румынии в Гаагский суд по поводу шельфа и острова Змеиный. Позор нашего проигрыша и потери значительной части материкового шельфа со всеми ископаемыми углеводами оказались настолько резонансными, что, думается, сегодня вряд ли кто-то успел забыть о нем.
Есть и неприятная для Украины потеря части дунайского берега в районе Рени и несостоявшегося обмена на него участка автодороги у молдавского села Паланка.
Помимо предательства принципов наших предков «чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим», мы понесли весьма ощутимые экономические потери. Так, грузооборот нового и оперативно построенного Джурджулештского порта за девять месяцев уходящего года вырос вдесятеро (по сравнению с аналогичным периодом 2009 года), достигнув 264,3 тыс. тонн. Как отмечается в прессе, резиденты морского порта оплатили налогов на сумму 78,2 миллионов леев (1 рубль = 0,4 лея - прим. ИА REGNUM Новости), что в два раз больше, чем за тот же период прошлого года. Инвестиции в Джурджулештский порт в январе-сентябре текущего года составили $5,5 млн, в то время как общий объем инвестиций в развитие предприятия достигли $45 млн. Сейчас в порту работают 1316 человек. По данным украинских экспертов, даже работая вполовину своей мощности, порт в Джурджулештах забрал у украинского Рени всю продукцию Рыбницкого металлургического завода (30 тыс. т) и 70% молдавского зерна (300-400 тыс. т). По оценкам руководства Ренийского и Измаильского портов, только за 2009 год из-за работы Джурджулештского порта недополучена прибыль в размере 5,6 млн грн., грузооборот Ренийского порта упал на 55%, а совокупные ежегодные потери Украины приблизительно составляют $50 млн. (сообщают украинские СМИ).
…А еще есть война с украинским глубоководным судовым ходом «Дунай-Черное море» по гирлу Быстрое. Цель достаточно жесткой и бескомпромиссной политики нашей соседки – вернуть былой монополизм на сквозное судоходство из Дуная в Черное море, и цель тут – амбициозное право стать регулировщиком на одном из самых оживленных европейских транспортных путей и финансовый аспект такого положения.
В той войне наших соседей с нами важно то, что у них это – государственная политика, а у нас - …
Поэтому выпад президента Румынии о том, какой, по его мнению, будет карта Европы через 25 лет, не такой уж и неожиданный.
Он скорее, закономерный. А на фоне видимого бессилия внешнеэкономической деятельности нашего государства в дунайском регионе смотрится весьма удручающе – для Украины и украинского Придунавья.
…В докризисном 2008 году грузооборот Констанцы был сопоставим с грузооборотом всех государственных морских торговых портов Украины. Потому как Румыния в 1998-2003 годах провела портовую реформу, ввела в Констанце упрощенный таможенный режим, адаптировала национальное законодательство к законодательству ЕС, создав благоприятный инвестиционный климат, а также прозрачные и понятные правила игры.
В то время как мы топчемся на месте, Румыния активно продвигает свои инфраструктурные проекты. Украина всегда запаздывает с принятием решений.
- Я глубоко убежден, что Украине на Дунае надо создавать российско-украинский консорциум, - заявляет народный депутат Верховной Рады Украины Сергей Гриневецкий, - чтобы привлекать грузопотоки и, конечно же, развивать канал Дунай-Черное море через устье Быстрое. Сегодня по каналу в сутки по 20 судов проходит. И это гораздо дешевле, там круглосуточное двустороннее движение, это очень привлекательно. Но государство должно при любой власти осознавать стратегическое значение региона. Украина и Россия должны заключить договоры по грузопотокам, это очень важно. Надо провести модернизацию флота, загрузить мощности Килийского судостроительно-судоремонтного завода. Необходима продуманная тарифная и транзитная политика. Этим мы могли бы создавать новые мощности и поднять конкурентоспособность канала.
Другого пути у нас нет. Дунай все еще недостаточно используется.
А что касается позиции Румынии по дельте Дуная, то она всегда была агрессивной. Гидротехнические работы, которые они проводят без согласования с нами, дают им преимущество, румыны работают на себя и ни на кого не обращают внимания.
- В 2004 году мы с покойным министром транспорта Кирпой привезли в Одесскую область практически всех послов Евросоюза на Украине, - напомнил С. Гриневецкий, - и показали это устье Быстрое, дельту Дуная. Послы увидели уникальные заповедные места. И один из послов вдруг говорит, что все это нужно сохранить. А я ему напомнил, что Дунай течет через всю Европу, почему его не сохранили? В песне Оскара Фельцмана есть слова "Дунай, Дунай, а ну узнай, где чей подарок". Вот я и говорю, что в дельте Дуная мы ловим все европейские "подарки", которые они нам сбрасывают…
Экономическое развитие устья Быстрое было бы серьезным ударом по экономике Румынии, Сулинскому каналу и порту Констанца, который является базовым портом на Черном море. Но в этом и смысл конкуренции, мы должны все время думать, постоянно искать какие-то решения. Поэтому я вижу выход в создании консорциума с Россией.
- А по шельфу ситуация такая, - разъяснил нардеп. - Международное право четко определяет, что Гаагский суд рассматривает иск только в том случае, если этого желают обе стороны. Украина зря согласилась на такую авантюру. Однозначно зря, и в итоге мы проиграли.
…Думаю, что можно напомнить, что по договору 1999 года об обмене территориями Молдавия получила от Украины участок дунайского берега для строительства Джурджулештского порта – в обмен на участок автодороги в окрестностях села Паланка и земельный участок, по которому она проходит. Дорогу Кишинев передал, а земельный участок - нет. В феврале 2010 года тогдашний министр иностранных дел Украины Петр Порошенко высказал предположение, что в течение месяца Молдавия завершит передачу Украине участка автодороги. Но в Кишиневе звучали заявления о том, что земля в районе Паланки неотчуждаема. В конце июня 2010 года в ходе консультаций внешнеполитические ведомства двух стран договорились "в ближайшем будущем установить и определить на местности границы переданного участка". 15 ноября украинские власти демонтировали на молдавско-украинской государственной границе пограничные знаки N0608 и N0609 (у села Паланка), на что МИД Молдавии 17 ноября выразил "глубокую обеспокоенность». МИД Украины в свою очередь 18 ноября заявил, что украинские пограничники просто исправили ошибку, допущенную при демаркации границы с Молдавией. Госпогранслужба Украины 18 ноября сообщила, что перенос погранзнаков вызван "техническими вопросами". 24 ноября ЕС заявил о своей готовности обеспечить техническую экспертизу для облегчения диалога о границе между Украиной и Молдавией.
- Румынская деятельность в этом вопросе является не рутинной практикой оказания консульских услуг, а частью политики ослабления суверенитета Украины над территориями, которые многие в Бухаресте считают "несправедливо отнятыми у Румынии", - заявил лидер партии "Сильная Украина", вице-премьер министр Украины по экономическим вопросам Сергей Тигипко, сообщает ИА REGNUM Новости. - Мы с такой постановкой вопроса категорически не согласны. И в диалоге с нашими партнерами в ЕС будем акцентировать на этом внимание. Мы будем действовать цивилизованно, дипломатично, но очень жестко.
По мнению эксперта Артема Филиппенко, интересы Украины Евросоюзу непонятны:
- Если бы позитивных тенденций на Быстром не было, то Румыния вряд ли уделяла такое внимание его функционированию. Например, 11 ноября на канале зафиксирован абсолютный рекорд по количеству судопроходов - за сутки устьем Быстрое проведено 19 судов. Тем самым были подтверждены проектные возможности глубоководного судового хода (ГСХ) - пропуск до 20 судов в сутки. В последнее время Румыния делает все возможное для того, чтобы нейтрализовать конкуренцию украинского канала. Для этого предпринимаются различные шаги, начиная от привлечения внимания международных структур к проблемам Дунайского биосферного заповедника, который, якобы страдает из-за работы украинского ГСХ. В мае нынешнего года введены новые тарифы и правила прохождения судов по Сулинскому каналу, которые были направлены на умышленное провоцирование оттока судо- и грузопотоков из украинского ГСХ. Согласно им, суда, направляющиеся в порты на Дунае и выбравшие для своего маршрута следования ГСХ Дунай - Черное море, а обратно - Сулинский канал, должны оплатить канальный сбор румынской стороне, как за вход, так и за выход, оплачивая при этом не оказанные услуги. Украина вполне может дать на эти действия румынской стороны "асимметричный ответ", например, привлечь на уровне министерства иностранных дел внимание Евросоюза и обеспечить международный контроль за производством гидротехнических работ в румынской части дельты.
…Собственно, на этом можно было бы и остановиться. Но почему-то думается, что если бы в нашем регионе таки появился в качестве стабилизирующего фактора российский флот (и разговоры об этом ведутся на всех уровнях уже давно!), то и соседи наши стали бы себя вести несколько спокойнее. С большим уважением к своему независимому и очень доброжелательному соседу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий