понедельник, 7 июня 2010 г.

Ты кричишь? Значит, ты неправ…

Что-то не так в государстве румынском. Потому как некоторые процессы, происходящие там в последнее время, вызывают настороженность: то ли там государственные чиновники вольницу какую получили, то ли что изменилось в понятии субординации – «верхи» делают заявления, которые их же подчиненные тихонько периодически опротестовывают (правда, неофициально).
Не верите? 
Возьмем недавние выступления министра экологии нашей соседки по Дунаю. Сей высокий чин 18 мая вдруг заявляет, что Румыния в состоянии инициировать очередное разбирательство в Гаагском суде в связи – с чем бы вы думали? – с тем, что проект строительства украинского глубоководного судового хода «Дунай-Черное море» по гирлу Быстрое является ошибочным и таким, что наносит вред природе дельты Дуная.
Доказательств (фактов или фактиков) сему державный чинуша не приводит. Видимо, не царское это дело.
Оно, понятно дело, Румынии украинский глубоководный судовой ход – как кость в горле!
Делиться-то правом прохождения из Дуная в Черное море Румыния, очевидно, не хочет. И потерю своей монополии переживает, ой, как тяжело!
И она борется с украинским конкурентом всеми способами, среди которых честных практически нет.
Например, тарифы на прохождение своими каналами наша соседка снизила, переведя их из евро в доллары США, и одновременно телексы разослала своим агентам: для тех большегрузных судов, которые балластом заходят в Дунай по Быстрому, а выходят груженые с осадкой свыше 5,5 метра– по Сулине (которая глубже. Надеемся, что это положение временно), вводится… двойной тариф.
Или, если позволите, экономическая санкция, вряд ли предусмотренная в каком-либо международном соглашении о судоходстве иди добрососедстве.
Государство Украина уже всемерно продемонстрировала свое позитивное отношение к проекту восстановления сквозного судоходства по украинской части дельты Дуная, и что, открыв Быстрое, предпримет все, чтобы проходные осадки были максимальными.
В связи с этим Румыния подняла крик.
По всем фронтам.
И стала «ставить палки в колеса».
О снижении тарифов уже сказано.
О введении экономичемских санкций (двойной тариф!) – тоже.
А теперь нам угрожают Гаагой.
Ясный перец, один раз мы уже купились на эту приманку – и потеряли часть шельфа с залежами углеводородов  у острова Змеиный.
А теперь на нас, молодую независимую Украину, наезжают по причине якобы имеющегося экологического вреда от Быстрого.
Где он, это вред?
Кто его нашел?
Кто – кроме Украины - вообще отслеживает влияние восстановления судоходства в украинской части дельты Дуная на природу самой дельты? Да кроме самой Украины – никто. И выводы наших ученых открыты – для всех, кому небезразлична экологическая ситуация в дельте Дуная.
А вот кричат о якобы существующем вреде все, кому важно, чтобы украинский судовой ход не работал. То есть, кого так или иначе задевает экономическая сторона вопроса. Заботой о природе тут и не пахнет!
Да и кричат тогда, когда чувствуют шаткость собственной позиции…
Собственно, о совместном румынско-украинском мониторинге экологической ситуации речь идет давно. Украинские ученые много лет предлагают своим коллегам работать вместе, а пока такое сотрудничество не началось, направляют им свои наработки и результаты собственных наблюдений за состоянием дельты.
И румыны уже выражали свою готовность принять участие в этом процессе – но исключительно в пределах ГСХ «Дунай-Черное море».
А вот допустить украинских ученых к изучению положения дел в румынской части дельты – ни-ни!
Типа, там все в порядке? И четыре искусственных бетонированных судовых канала никак не повлияли ни на дельту, ни на ее население?
Может, конечно, румынский бетон, сковавший берега, и помогает, к примеру, малькам ос етра или, к примеру, дунайской сельди выживать и вырастать в бесцеремонно «осовремененной» и «урбанизированной» природе биосферного заповедника. Но что-то очень сильные сомнения по этому поводу закрадываются…
Да и не спешат почему-то наши соседи эти сомнения опровергнуть.
Надо лишь нашим ученым дать допуск к наблюдениям над румынской частью дельты Дуная. Или – на совсем худой конец – предоставить данные мониторинга румынских ученых-специалистов в этой сфере.
Но допуска нет.
И данных наблюдений ученых-экологов соседней с нами державы нет.
А на любые предположения о возможном пагубном влиянии деятельности человека в румынской части дельты Румыния гордо заявляет, что это ее собственное суверенное право делать у себя дома все, что только заблагорассудится. Да кто бы спорил!
И далее следует тактика «вали с больной головы на здоровую». Мол, на себя посмотрите!
Поэтому Украина, тщательно и в течение многих лет отслеживающая влияние восстановления сквозного судоходства в своей части дельты, вынуждена оправдываться перед всем миром, опротестовывая бредовые голословные миражи своей громогласной (и, похоже, не контролируемой и самими Евросоюзом!) соседки.
Быстрое наносит вред?
Да вы хоть доказательство покажите!» Хоть одно. Хоть ма-а-аленькое… И во время оправданий уже нет места вопросу: а как там сама Румыния соблюдает всевозможные международные экологические и прочие конвенции?
Румыния считает, что Майкан стал ее собственностью, потому что фарватер переместился?
Так покажите хоть один официальный промер! Гидрологи удивляются: не может с одной стороны острова быть рукав глубиной до 40 метров, а с другой  несудоходный…
Но вопит соседка, и под давлением этого крика Украина дает разрешение на проход ее судов по нашей территории…
Такие крики позволяют себе и высокие государственные чины.
Как, например, уже упомянутый нами министр экологии Ласло Борбели.
А вот госсекретарь Богдан Ауреску вообще позволили себе заявить, что в теме об украинском ГСХ речь идет об опасности для разнообразия природы, например, для миграции отдельных рыб. Каких рыб? Какой опасности? Какие маршруты?
Ау?
А в ответ лишь шелестит дунайская волна, и перекатываются под ее покрывалом веселящиеся в лучах майского солнца мальки…
И вспоминается великий Роберт Бернс: «Кто-то где-то для кого-то из чего-то сделал что-то…» Но поэту эта неопределенность простительна. А вот чиновнику – нет.
Высокие чинуши соседнего государства не затрудняют себя ни точностью формулировок, ни фактическим обоснованием собственных заявлений!
В народе еще говорят: «Я прокукарекал, а там - хоть солнце не вставай!» Вот и румынские госслужащие высшего ранга также: что-то сказали, не подумав и не озаботившись, а оправдываться всей соседней стране приходится.
ГСХ мешает рыбе? Да Бог с вами! Вы ученых поспрошайте – и они вам скажут, что с открытием барра на Быстром и усилением потока свежей воды выросло и стадо рыб.
…А вот , уважаемая мировая общественность, обратите внимание на проекты Румынии построить в уезде Тулчи – сердце заповедной зоны дельты Дуная – многотысячный ветропарк, который  превратит уникальный биосферный заповедник в мясорубку по производству птичьего фарша: во время миграций уникальные птицы будут стаями попадать под лопасти сотен ветряков… 
К слову, Еврокомиссия уже подняла было вопрос о нарушении Румынией так называемой Птичьей когнвенции. И румынские неправительственные природоохранные организации во весь голос заявляют о нарушениях действующего внутреннего законодательства при принятии решений об установке в уезде Тулча ветропарко. Но не слышат госчиновники криков соотечественников о защите природы в пределах собственного государства… Им не до того – они с Украиной борются!
А, может, Румыния, которая задавила протесты собственных неправительственных экологических организаций против этого проекта, надеется «наездами» на Украину предупредить протесты международной общественности?
Так кто наносит вред природе?
Кто губит дельту?
Кто беззастенчиво лжет постаревшей Европе, пряча за собственными нападками тяжелейшие нарушения международных положений о сохранении природы?
Кто в действительности должен отвечать в Гааге?
И кому следует туда обращаться с исками?
Да только и Гаага – не центр цивилизации: тут защищают своих (Румыния-то – член Евросоюза! И пятно на репутации молодого члена ЕС автоматически падает на мундир всего Еврообъединения. Которому не интересна ни Украина, ни ее проблемы).
И повязки (символа объективности и непредвзятости при принятии решений) на глазах у здешней Фемиды, похоже, нет.
Как нет ответственности за сказанное и объективности в заявлениях чиновников государственного ранга Румынии – страны, входящей в Евросоюз.
Стыдно, господа!

Комментариев нет:

Отправить комментарий