воскресенье, 8 мая 2011 г.

Спасибо вам, ветераны!


Совершенно случайно наткнулась сегодня на телепередачу, в которой речь шла о непарадной стороне войны. И внезапно резануло: но ведь им, воинам-освободителям, должно было быть страшно. Потому что нельзя не бояться смерти, особенно, когда ты видишь ее все время – когда падают твои товарищи, когда ты видишь разрывы снарядов и слышишь свист пуль. 
Они были молоды, а вместо любви и счастья жизнь подкинула им кровь и гной военных госпиталей, пыль военных дорог, ледяную воду переправ, ужасы окружения и плена, кошмары оккупации, и над всем этим было главное: постоянный страх потерять жизнь.
Но они, воины-освободители, об этом не говорят.
Ведь о чем рассказываю ветераны, когда приходят, например, в школу? О том, что шли в атаку за Родину, за товарища Сталина, освобождая страны и народы и приближая Победу.
Но долгое время никто не говорил о заградотрядах, о том, что с винтовками шли против танков (да и винтовок не хватало!), что отступить без приказа означало попасть под трибунал, что огромную роль в битве с фашизмом сыграли штрафные батальоны…
Мне кажется, что Та войны еще долго будет идти – потому что не все ее погибшие солдаты похоронены. И даже на наших кладбищах есть могилы с надписью: «Неизвестный солдат». Но ведь у него было имя! И только когда он умер, он стал неизвестным…
Я смотрела передачу, и вдруг отчетливо вспомнила, что все ветераны, с которыми мне довелось встретиться и говорить о Войне, об ужасах не рассказывали. Они вспоминали о том, как им присылали на фронт подарки – варежки и носки. Как долго ждали писем. Как совершали рейды. Какие города брали. Они рассказывали какие-то смешные истории – например, как поймали гуся и долго придумывали, что с ним делать? Проблема состояла в том, что если бы о гусе узнало их командование, то достаточно невинная шутка квалифицировалась бы как мародерство, а за это можно было под трибунал попасть. А о том, что просто очень хотелось есть, никто и намекнуть не смел.
Они не говорят о кошмарах артподготовки и авианалетов, о многодневных рейдах в тыл врага, о разминировании освобожденных территорий, о холоде военных зим и летней пыльной жаре, об осенне-весеннем непролазном бездорожье, горечи утрат и бесконечных походах. 
Да, ветераны, улыбаясь, признают, что ангины на фронте не было. А что было? Кроме ранений и контузий? 
Как они все это выдержали? И что дало им силы победить? Любовь к Родине? Или к родИне? Но как же сильнО должно быть это чувство, которое перекрыло страх перед смертью и само чувство самосохранения!
…Завтра, в День Победы, на площади у Вечного огня будет многолюдно. Центром всего будут, без сомнения, ветераны.
Но с каждым годом все меньше и меньше. Они прячут свои немощи, улыбаются и так по-детски радуются, когда видят своих друзей.
И особенно остро хочется увидеть их в следующем году. А в этом – низко поклониться. За все, что они выдержали на Войне и после нее. И за то, что после всего пережитого не утратили способности жить и любить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий