Румыния снова проявляет интерес к украинской территории. Как и в случае с островом Змеиный, дело якобы в неправильном определении государственной границы между двумя странами.
Но – в отличие от истории со Змеиным – МИД (видимо, наученный горьким опытом разбирательств в самом гуманном и самом незаангажированном суде?) настроен решительно.
Но – в отличие от истории со Змеиным – МИД (видимо, наученный горьким опытом разбирательств в самом гуманном и самом незаангажированном суде?) настроен решительно.
Так, в программе «Большая политика» министр иностранных дел Украины Константин Грищенко заявил: «У нас нет сомнений, что предъявляемые претензии не имеют никаких правовых оснований». И подчеркнул, что позиция украинской стороны основывается на соответствующих документах, которые в свое время были подписаны с Румынией.
Министр отметил, что МИД Украины очень внимательно отслеживает (видимо, это началось недавно…) любые проявления посягательств на нашу территориальную целостность, «даже если это кусочек земли где-то посреди реки». «Мы никому ничего не отдаем и не собираемся этого делать»», - сказал он.
Уточним: территориальные претензии Румынии касаются небольшого (1500 м на 800 м) незаселенного острова Майкан на Дунае между городами Килия и Вилково, и эту тему поднял народный депутат Геннадий Задирко (фракция БЮТ).
Как это ни странно, объектом пограничного спора стал сам Дунай. По международному праву, если граница между странами проходит по реке, то она определяется фарватером, если стороны не договорились иначе. А фарватер, проходивший между большим островом Бабий (Румыния) и украинским островом Майкан, обмелел, заилился, и теперь судна ходят между Майканом и украинским берегом. Фарватер изменился, а граница остался на том же месте.
Может, «гуляния» линии границы и не стали бы так интересны Румынии, но поговаривают, что в украинском Придунавье убеждены: речь идет о судоходной части Дуная, которая принадлежит Украине и которую Румыния не прочь прибрать к своим рукам. И предпринимает для этого все, что только возможно.
Ученые и общественность этого региона давно бьют тревогу в связи с тем, что соседнее с Украиной государство предпринимает активные меры по перераспределению водостока Дуная, и в результате вместо соотношения еще полтора века назад 30 к 70 в нашу пользу мы сегодня имеем 51 к 49 отнюдь не в нашу пользу. Румыния строит искусственные судоходные каналы, спрямляя русла – и при этом чихать хотела на ту же конвенцию ЭСПОО, которой она же зашугала Украину, решившую расчистить веками существовавший судовой ход в гирле Быстрое. И что? Мировая общественность дела Румынии не видит, а вот Украине сразу стала грозить пальчиком. Мол, нехорошо это!
А что нехорошо?
Румыния поворачивает приграничную реку, фактически пытаясь изменить карту мира. И не только в переносном смысле этого слова.
А мир этого видеть не хочет?
Может, потому, что это касается не его, не европейского сообщества, а Украины? Ну, чем не расизм межгосударственного масштаба?
Мы должны признать, что Румыния претворяет в жизнь долгосрочную программу создания Великой Румынии – с изменение карты и границ! И на той карте нет места украинской Бессарабии. А Дунай становится ее внутренней рекой.
И если стареющая Европа этого не видит, то пора ей идти к офтальмологу!
…На днях в украинские СМИ попала информация, что на одной из встреч, посвященных прохождению линии государственной границы по приграничным рекам, представитель МИД Румынии Ливиу Думитру поднял вопрос относительно применения принципа главного навигационного фарватера на реке Дунай в районе острова Майкан.
…На днях в украинские СМИ попала информация, что на одной из встреч, посвященных прохождению линии государственной границы по приграничным рекам, представитель МИД Румынии Ливиу Думитру поднял вопрос относительно применения принципа главного навигационного фарватера на реке Дунай в районе острова Майкан.
Да, представитель МИД Украины заявил, что наша страна не намерена менять линию границы с Румынией по Дунаю. Как заявил и.о. директора Департамента информационной политики МИД Украины Олег Волошин, в ситуации вокруг острова Майкан украинская сторона исходит из принципов нерушимости существующей границы, закрепленных договором между Украиной и Румынией в 2003 году. "Любое одностороннее изменение линии госграницы на каком-либо ее участке является неприемлемым для Украины", - подчеркнул он. При этом Волошин отметил, что все спорные вопросы стороны обсудят 27 апреля.
"Ни о каких территориальных уступках Украины не может быть и речи", - так "Дню" заявил Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины, профессор Владимир Василенко, который был Уполномоченным от Украины в Международном суде ООН, рассматривавшем иск румынской стороны по острову Змеиный. По его словам, "при урегулировании спора стороны должны пользоваться статьями договора об украинско-румынской границе от 2003 года". При этом он подчеркнул, что вопрос о суде не стоит.
"Изменения в течении реки не кардинальные и не глобальные, чтобы менять границу", - заявил Василенко.
Этот ПОКА не глобальные.
Румыния делает все, для того чтобы они стали таковыми.
Майкан – это проявление трагедии Дуная. Причина – глубже, и, видимо, пришло время заняться ею – вплотную.
Пока Майкан, Дунай и юг Одесской области не стали румынскими.
Как это произошло в истории с шельфом у острова Змеиный.
Интересными нам показались и комментарии директора Центра мира, конверсии и внешней политики Украины Александра Сушко:
- Там, где границы проходят по рекам, временами возникают проблемы с определением границ. Ведь русла рек - явление динамичное, а границы - постоянное. В международных отношениях это очень проблемная тема. Например, между Россией и Китаем граница проходит по Амуру, и в связи с этим продолжаются извечные диспуты из-за изменения течения. Каждая страна, конечно, пытается использовать изменение рек для увеличения своих территорий. Украина уже не один десяток гектаров потеряла в пользу Беларуси там, где Днепр меняет свое русло.
В случае спора с Румынией есть договор, в котором записано, что граница проходить по судоходному фарватеру. Фактически, румыны могут предлагать пересмотр границ, ведь по определенным причинам фарватер, по которому проходит граница, заилился. Одновременно в договоре есть положение о неизменности границ. К договору прилагается делимитационная карта, на которой остров Майкан обозначен как украинский. Поэтому украинская сторона может справедливо апеллировать к этому пункту договора.
Чтобы решить вопрос в физической плоскости, считаю, нужно просто устранить причины, которые изменили русло реки. Можно, например, продлить остров, насыпав туда грунт, тогда потоки воды могут вернуться. Это заиление может быть убрано также техническими средствами, то есть заиленный рукав можно почистить и углубить.
Кстати, заиление на Дунае колоссальное. Следовательно, украинская сторона может отстаивать нынешнюю границу, именно совмещая дипломатические и политико-правовые усилия с соответствующими техническими работами, которые вернули бы фарватер в старое русло.
Кстати, заиление на Дунае колоссальное. Следовательно, украинская сторона может отстаивать нынешнюю границу, именно совмещая дипломатические и политико-правовые усилия с соответствующими техническими работами, которые вернули бы фарватер в старое русло.
…Вот-вот, с этого момента можно и поподробнее!
Да и поактивнее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий